Журавлева Елена
Эволюция османской архитектуры на примере мечетей
Эссе по османскому искусству

Османская архитектура берет свое начало во времена правления династии Сельджукидов в период с XI по XIV века. Благодаря международным связям – в том числе с Ираном и государствами Средней Азии – местные мастера использовали методы строительства и элементы орнаментов, принятые в соседних государствах. Считается, что в архитектуре доминирующим было иранское влияние, однако со временем в сельджукском искусстве появились и собственные художественные приемы. Например, сложилась модель четырехайванного медресе, которая воспроизводит план мечети. Медресе строили двух типов: первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения,

а в медресе второго типа архитекторы возводили большие залы под куполом. Ярким примером данного типа является медресе Каратай в Конье.

Медресе Каратай в Конье

В строительстве культовых сооружений использовалась преимущественно кладка из камня, а в орнаментации сульджукские зодчие изобрели свои собственные приемы: декор построен на контрасте света и тени,

а узор состоит из геометрической плетенки.

Наиболее важными сооружениями ранней Османской империи после завоевания Бурсы стали мечеть Улу-Джами и Зеленая мечеть. Архитекторы стремились следовать простым правильным формам, подражая сельджукским образцам: так Зеленая мечеть представляет собой два соединенных купольных зала, а справа и слева расположены небольшие помещения.

Зеленая мечеть в Бурсе

Но наряду со строительством культовых мусульманских сооружений в тот период ощущался интерес турецких мастеров к византийской архитектуре. В завоеванных городах под мечети приспосабливали христианские часовни и церкви, а при возведении самостоятельных построек османские зодчие использовали большое купольное перекрытие. Так в мечети султана Баязида II, купол опирается на четыре массивных столба. В отличие от эпохи Сельджукидов, бассейн вынесен за пределы помещения во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами. Архитектурные особенности мечети Баязид совмещают стиль оригинальных мечетей Бурсы и культовых построек позднего османского периода, поэтому она является образцом переходного периода в османской архитектуре.

Мечеть Баязида II в Стамбуле

Эволюция османской культовой архитектуры неразрывно связана с именем Мимара Синана. Нет сомнения,

что архитектор оставил неизгладимый след в истории XVI века, который называют «золотым веком» османского искусства. Формирование архитектурного стиля Мимара Синана произошло под впечатлением собора Святой Софии, монументальность которого будоражила умы и сердца осман.

Свой стиль, основанный на подражании собора Святой Софии, Мимар Синан привнес во все построенные

им сооружения, а их насчитывается более 300, но громкую славу принесли ему три самые известные султанские мечети: Шехзаде, которую сам Синан называл работой ученика; Сулеймание, названная им работой подмастерья и Селимие, именованная шедевром мастера.

При создании мечети Шехзаде Синан использует полукупола, примыкающие к главному куполу со всех сторон, что позволяет ему распределить нагрузку с боковых стен и делает ненужным использование контрфорсов.

Мечеть Шехзаде в Стамбуле

В архитектурном ансамбле мечети Сулеймание также прослеживается использование полукуполов для поддержки главного купола, однако она является более сложным сооружением, включающим в себя школы, больницу, хамам и гробницы.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле

Венцом творения Синана становится мечеть Селимие в Эдирне, признанная эталоном османской архитектуры, построенная для султана Селима II. Мечеть Селимие и в настоящее время считается наивысшим аккордом османского зодчества. В ее основе очень точно рассчитанная геометрическая форма и единство композиции. Огромный купол мечети покоится на восьмигранном объеме и превосходит по размеру купол собора Святой Софии. Стоит отметить, что именно такой тип мечети, внедренный Мимаром Синаном, будет неоднократно повторяться в следующие века.

Мечеть Селимие в Эдирне

Не могу не обратить внимание на некоторую схожесть мечетей Шехзаде, Сулеймание и Селимие с мечетью Баязида II: во всех присутствует внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами, что подтверждает суждение о мечети Баязида II, как об образце переходного периода

в Османской архитектуре.

Необходимо добавить несколько слов и о минаретах Мимара Синана. Это всегда высокие стройные башни с ребристыми основаниями, опоясанные минималистичными балконами в верхней части, оканчивающиеся острыми шпилями. Минареты в архитектуре Синана практически не подвержены внешним изменениям под действием времени.

Подводя итог, можно сказать, что османские архитекторы, а в особенности Мимар Синан, обобщив имеющиеся наработки и привнеся новаторский взгляд, создали архитектурный образ «большой османской мечети», который можно рассматривать как квинтэссенцию всей мусульманской архитектуры. До строительства проектов Синана мечети были просты в плане конструкций, и именно он стал первым, кто создал здания с множеством куполов, а позже начал возводить многослойные здания под одним большим куполом. И спустя более чем 4 столетия османские мечети выглядят не менее величественно и монументально.


При подготовке материла использованы изображения с сайтов https://unsplash.com; https://pixabay.com/ru; http://artyx.ru
Текст, представленный на сайте является результатом интеллектуального труда Журавлевой Елены Леонидовны
e.zhuravlevaaa@gmail.com
Made on
Tilda